
57 лет эти пять фотографий настоящих фей интриговали научный мир. Хотя Франциска и Элси неоднократно клялись, что фотографии подлинные, многие считали их фальшивкой, тем более что Элси — профессиональная рисовальщица. Но даже эксперты в области фотографии были не в состоянии объяснить, как именно можно создать такой фотоколлаж. Однако в августе 1977 года писатель Фред Геттингс разгадал эту мистификацию. Листая детскую книжку «Подарочный альбом принцессы Мэри», выпущенную в 1915 году и имевшую в те годы широкое хождение, он обнаружил рисунки фей, неотличимые от фотографий Элси.
Свое открытие он описал в журнале The Unexplained (№ 116) в 1982 году, но следующий том того же издания содержал еще более сенсационный материал — специалист по феям Джо Купер поведал миру, что Франциска и Элси признались ему в том, что фотографии фей — розыгрыши, сделанные с помощью нарисованных Элси и вырезанных силуэтов. Столько лет тянувшаяся сага завершилась 17 марта 1983 года, когда Франциска подтвердила все сказанное The Times, а 4 апреля к этому добавилось и официальное признание Элси.
Все детали того, каким образом девочкам удалось создать свои сенсационные снимки фей, приводятся в подробнейших статьях Джефри Кроули, публиковавшихся в British Journal of Photography с 24 декабря 1982 по 8 апреля 1983, Но самое замечательное в истории про фей из Коттингли — то, что «нитки», которыми все было шито, белели на фотографии все эти годы! Некоторые силуэты девочки прикрепили шляпными булавками, и Конан Дойл разглядел на снимке головку одной из них, но счел ее ноготком настоящей феи!
Эти скандальные фотографии не могут ныне рассматриваться как доказательства существования фей, но поток сообщений о встречах с ними не иссякает. Так, в 1928 году миссис Г. Герберт рассказала о том, как она девочкой в 1897 году прогуливалась как-то вечером в южном Дартмуре и встретила эльфа. Это оказался маленький (45 см) сморщенный человечек с коричневым лицом, одетый в длинный камзол, штанишки типа леггинсов и в остроконечной шапке. Едва она взглянула на него, как эльф исчез. Такое же существо встретилось и еще одному человеку, который в апреле 1936 года ехал по тихой хертфордширской дороге.
Иллюстрация Артура Ракема 1908 года к “Сну в летнюю ночь” Шекспира.
Безымянная читательница сообщает в John o’London’s (июнь 1933), что в августе 1931 года она и ее старшая дочь восемь раз встречали в саду их дома в Уоркшире фей ростом примерно 45 см, наряженных в изящные полупрозрачные одежды. В августе 1887 или 1888 года старшеклассница Грейс Пенроуз видела, как три маленькие похожие на кукол фигурки в одинаковых белых платьях плясали на стене ее дома в Сеннен Кав, Корнуолл. Относительно недавно, в 1964 году, несколько детей утверждали, что видели, как на лужайке в Ливерпуле маленькие зеленые люди в белых шляпах швырялись друг в дружку камнями и комьями грязи.
Самым потрясающим сообщением следует, без сомнения, считать рассказ группы десятилеток, гурьбой возвращавшихся домой из Уоллатон Парка, Ноттинген, поздним сентябрьским вечером 1979 года. Ребята видели, как компанию из 60 примерно гномов развозили из растущих вдоль паркового озера кустов на красных и белых машинах с открытым верхом! Гномы были ростом вдвое меньше самих детей; лица у всех сморщенные и зеленоватые, а бороды белые с красным кончиком; одеты все были в зеленые леггинсы и красные туники. На следующий день школьный наставник с пристрастием расспросил ребят, но они хором утверждали, что ничего не выдумали и все правда. Марджори Джонсон, бывший секретарь ноттингенского Общества изучения фей, говорит, что сообщения о феях в парке Уоллатон поступали несколько раз, причем часто речь шла как раз о тамошнем озере.
Теориям о том, что на самом деле существуют феи, несть числа. Традиционно их считали потерянными или дохристианскими душами, обреченными скитаться по земле до полного исчезновения. Другие считают их падшими ангелами или первоэлементными природными духами, населяющими отличное от нашего физическое измерение, или даже видимыми мыслительными феноменами — ментальными проекциями а ля Тед Сириос, самый известный американский «мыслиограф».
Некоторые исследователи, исходя из того, что повсеместное в наши дни уменьшение числа сообщений о встречах с феями совпало с валом репортажей о НЛО, предполагают, что феи отказались от танцев под пастушью дудочку на заброшенных дорожках ради удовольствия сверзиться с облаков в раскаленной летающей тарелке. И правда, явления людям фей и НЛО проходят по весьма схожей схеме.
В 1893 году фольклорист Дэвид Ма-кричи высказал гипотезу о том, что маленький народец — это последние представители первобытных бриттов-пигмеев; тогда феи континентальной Европы оказываются пигмеями неолита. Воспользовавшись теорией доктора Карла Сагана (о том, что насчитывающая много веков вера в драконов коренится в архаичной коллективной памяти, которая сохранила воспоминания того доисторического времени, когда первые млекопитающие оказались соседями динозавров), я не могу не задаться вопросом: а не является ли маленький народец коллективным воспоминанием нашего непосредственного предка, похожего на гнома австралопитека, вымершего примерно миллион лет назад? Поскольку от него пошли все расы современного Homo sapiens, то это объясняет, почему вера в маленьких людей распространена повсеместно.
В таком случае главным становится вопрос не что такое маленький народец, а существуют ли на самом деле настоящие феи. Или, говоря словами Д.М.Барри, “веришь ли ты в фей?”.